Академик РАН Геннадий Красников. Российская академия наук: развитие через обновление

Академик РАН Геннадий Красников. Российская академия наук: развитие через обновление

22.09.2017
Кампания по выборам нового президента РАН серьезным образом оживила, активизировала обсуждение - в научной среде и в обществе - проблем и перспектив развития как самой Академии, так и всей российской науки в целом. Это, несомненно, позитивно.

Отрадно при этом, что практически все понимают: Академия, являясь признанным центром фундаментальных исследований, может и должна получить новый импульс к развитию через более тесное взаимодействие с современным российским обществом и поиск ответов на новые вызовы, вставшие перед Россией. Уверен, что это не только неизбежный, но и весьма плодотворный путь для академического сообщества.

Стоящие перед страной задачи преодоления последствий экономического кризиса и международных санкций вкупе с необходимостью широкой научной поддержки новых технологических прорывов и государственным запросом на развитие экономики регионов создают уникальный шанс как для восстановления позиций РАН, в определенной степени утраченных, так и для ее полнокровного участия в быстром развитии фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и высоких технологий в стремительно меняющихся реалиях.

Объективный анализ свидетельствует о том, что высокий уровень научных исследований в стране в настоящее время обеспечивается, прежде всего, учеными Российской академии наук. Именно Академия несет основную нагрузку в осуществлении экспертной деятельности, организации работы в интересах крупных российских государственных и частных корпораций, силовых ведомств и предприятий ОПК, институтов инновационного развития, ведущих университетов.

Российская наука должна внести весомый вклад в развитие национальной экономики, повышение темпов и качества ее роста, сделать так, чтобы наша страна не только активно участвовала в новой технологической революции, но и стала играть в ней одну из ведущих ролей.

Нам нужно сообща работать на решение проблем страны. РАН должна занимать активную позицию в прогнозировании, формировании и реализации крупных наукоемких программ и проектов, имеющих важное государственное значение.

Россия - великая страна с громадным потенциалом. Академия наук должна соответствовать потенциалу страны. И чем ближе будет повестка Академии к национальной повестке России, чем больше мы будем работать на интересы страны, тем более востребованной и успешной будет деятельность Академии.

Воссоздать целостный научный сектор

Развитие науки оказывает всестороннее влияние на развитие общества: образование, экономику, экологию. Наука становится и производительной силой, и результатом труда. Она может сократить дефицит человеческого капитала и повысить производительность труда.

Только наука способствует быстрому развитию и оптимизации современных технологий и производств на основе постоянного обновления и внедрения научных достижений в реальном секторе экономики. Наука способна и должна уменьшать издержки во всех отраслях экономики: вложенные в науку средства позволяют сокращать расходы, расширять и модернизировать производства с учетом интеллектуализации общества. И наоборот: экономия на науке стимулирует рост расходов в других отраслях. Если нет запроса на результаты как прикладных, так и фундаментальных научных исследований, не будет и самих исследований. Фундаментальные исследования институтов РАН должны стать локомотивом развития всей экономики России.

Фундаментальные исследования являются основой поисковых, прикладных разработок, внедрения новых материалов и технологий в производство. Всеми видами исследований и разработок занимаются не только в РАН, но и в других государственных организациях и бизнес-структурах. Преодолеть ведомственную разобщенность и даже противоречивость интересов - задача огромной сложности.

С моей точки зрения, важнейшая задача Академии на современном этапе - сыграть инициирующую и объединяющую роль в формировании на новой качественной основе целостного научного сектора страны, включающего все стадии развития научного знания, технологий, хозяйственных и управленческих практик.

РАН должна взять на себя ответственность за научно-методическое обеспечение формирования и реализации научно-технической политики. Особая роль в истории страны и особые, можно сказать, привилегированные условия деятельности РАН в прежние времена были связаны именно с готовностью Академии брать на себя такую ответственность. РАН должна обеспечить объединение усилий академических институтов и промышленных НИИ в получении и коммерциализации научных разработок.

На основе тесного взаимодействия и координации усилий с органами государственной власти необходимо вернуть Академии реальное управление научной деятельностью не только в институтах РАН, но и в стране в целом.

РАН должна занимать самую активную позицию в формировании и организации выполнения крупных наукоемких проектов, ориентированных на потребности экономики страны, решении задач, стоящих перед оборонным комплексом и имеющих важное социально-экономическое значение (таких, например, как создание научно-технологического фундамента цифровой экономики). Необходимо обеспечить деятельное участие Академии в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП), направленных на создание реальных продуктов. ФЦП на сегодняшний день аккумулируют в 10 раз больше средств, чем весь бюджет РАН. Если бы мы хотя бы 10% взяли от ФЦП на фундаментальные исследования, то почти удвоили бы бюджет Академии.

Определить приоритеты научно-технического развития

Одной из главных и первостепенных задач сегодня является определение приоритетов, создание и утверждение соответствующих программ реализации проектов с проведением прогнозных, фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

РАН должна предложить стратегические проекты по главным направлениям развития государства - от совершенствования системы образования до модернизации высокотехнологичного сектора российской экономики. РАН должна дать научное обоснование, отстоять позицию и быть куратором в ходе выполнения проектов.

Необходимо выстроить систему национальных приоритетов, к которым нужно отнести следующие:

- восстановление системы образования и подготовка высококвалифицированных кадров для формирования высокоинтеллектуальной нации и высокотехнологичной экономики;

- социальные исследования, направленные на национальную идентификацию, развитие национального и исторического самосознания народов России, уникальной российской общности народов, сохранение языка, восстановление и совершенствование языковой и исторической грамотности и знаний, утерянных в последние десятилетия;

- информатика, телекоммуникации, электронная компонентная база микро- и наноэлектроники для развития высокотехнологичных секторов экономики и управления производственными процессами;

- оборона и безопасность, решение задач ОПК, в том числе по диверсификации предприятий и производств;

- экологическая безопасность, научно обоснованное прогнозирование и предотвращение катастрофических явлений природного и техногенного характера;

- развитие энергетики на основе применения атомной и солнечной энергии, энергии ветра, приливных электростанций и других принципов и компонентов “зеленой” энергетики;

- фотоника, лазерная физика, квантовые технологии для передачи и обработки информации в режиме реального времени, включая и развитие информационных систем на новых физических принципах;

- аграрные технологии и продовольственная безопасность на основе селекции и районирования с учетом климатических зон России;

- здравоохранение, медицина и биотехнологии для улучшения здоровья и повышения качества жизни граждан, обеспечения эффективного инфекционного контроля;

- разработка новых перспективных технологий разведки и добычи ископаемых ресурсов, включая трудноизвлекаемые;

- авиация и космос;

- транспорт и логистика для совершенствования системы транспортировки и сокращения временных затрат;

- новые технологии освоения и развития Арктики, полярных зон, Дальнего Востока;

- организация на новом уровне международного научно-технического сотрудничества на паритетной основе.

РАН обладает всеми компетенциями, необходимыми для решения обозначенных важнейших проблем, и должна сыграть самую активную роль и в обосновании конкретных направлений работ в их рамках, и в организации этих работ.

Закрепить за РАН статус национального центра экспертизы

Согласно ФЗ №253 (Федеральный закон от 27 сентября 2013 года №253-ФЗ “О Российской академии наук...”), РАН становится главной экспертной организацией страны. Придание Академии столь высокого статуса предопределяет достаточно серьезные изменения в структуре РАН и ее деятельности.

Первые и успешные шаги Академии за годы реформы сделаны: созданы корпус экспертов, включающий более 7000 ученых из 79 регионов России, экспертные комиссии при отделениях РАН и главный Экспертный совет при Президиуме РАН. За три года Академия провела экспертизу более 10 000 научных результатов, участвовала в экспертизе проектов нормативно-правовых актов, государственных программ, крупномасштабных проектов.

Но сделанного явно недостаточно. РАН должна получить статус института независимой экспертизы высшего уровня, с мнением которого считаются органы власти и крупные корпорации, контрольные органы.

Экспертиза РАН должна стать обязательной при принятии на государственном уровне законодательных инициатив и нормативно-правовых актов, определяющих развитие научно-технологического и инновационного сектора страны. Нужно занять более активную позицию в разработке таких документов и при их публичном рассмотрении. Экспертиза Академии должна стать основным механизмом отбора проектов, соответствующих научно обоснованным приоритетам.

Развивать научно-образовательную и просветительскую деятельность

Одна из угроз современной российской науке - разрыв поколений, потеря преемственности и опыта. В ходе дискуссий о перспективах развития Академии наук неоднократно высказывалась мысль о приоритетности для будущего развития России органичной интеграции науки и образования. В этом направлении РАН имеет значительный и разнообразный позитивный опыт, связанный, в частности, с успешной научно-педагогической деятельностью более 100 членов РАН на кафедрах МГУ, “физтеховской” системой базовых кафедр.

Там, где академическая наука и высшая школа России находят пути и формы эффективного взаимодействия, неизменным результатом становится выход на самый современный уровень подготовки кадров, создание квалифицированной научной смены для институтов РАН, рост престижа отечественной науки и образования.

Поэтому правомерна постановка вопроса о создании Университета нового типа, который должен быть организован на базе институтов РАН и действовать вместе с ними, а не вместо них, не заменяя существующие высшие учебные заведения, а дополняя их.

Создание сетевого исследовательского Академического университета, действующего в масштабе всей страны и занимающегося научно-образовательной деятельностью на уровне магистратуры и аспирантуры, может стать нестандартным ответом на потребность в уникальном национальном исследовательском университете мирового класса.

Такой университет мог бы аккумулировать образовательный потенциал работающих на уровне мировых научных достижений институтов РАН, число которых в Академии в целом все еще больше, чем в любом отдельно взятом университете мира. Это очевидное “количественное преимущество” могло бы перейти в новое качество образования.

Члены Академии, ее профессора должны реализовывать просветительские функции науки через научно-просветительские и научно-популярные издания. Должна быть создана собственная - академическая - программа популяризации науки. Нужно широко привлекать старшее поколение членов РАН для реализации это программы.

Требуется в большей мере привлекать к популяризации науки медийные и интернет-ресурсы страны, а также активнее развивать собственные ресурсы РАН для решения этой задачи.

Необходимо преодолеть еще наблюдающееся в ряде российских СМИ замалчивание достижений Академии, для чего должен быть организован постоянно действующий “конвейер” новостей о лучших достижениях отечественной науки, полученных в институтах, научных центрах и отделениях РАН, материалов о проблемах, стоящих перед российской наукой на современном этапе, и путях их решения. Если мы претендуем на государственное финансирование, ученые обязаны постоянно разъяснять обществу, чем занимается Академия и зачем все это нужно. Решение этой проблемы требует как повышенной индивидуальной научной и просветительской активности членов РАН, так и привлечения компетентных и опытных журналистов серьезных и объективных изданий.

Добиться общественного признания

Знак нашего времени, который вскрывает отсутствие необходимого взаимопонимания с обществом, - это утрата гордости за отечественные научные разработки: общество часто воспринимает ученого только в случае успеха за границей. Надо ли говорить, что такое отношение, мягко говоря, не вполне объективно и его просто необходимо изменить.

Нужно менять критерии оценки эффективности труда научных работников. Безусловным приоритетом для институтов РАН должно стать их участие в государственных программах и проектах развития экономики и, в первую очередь, в создании и внедрении высоких технологий.

Хотя глобализация научного знания предъявляет свои требования и количество публикаций в международных изданиях необходимо наращивать, а качество - повышать, востребованность и эффективность российской науки, российских ученых должна оцениваться, прежде всего, по ее влиянию на состояние российской экономики, а не по количеству публикаций в англоязычной литературе и цитируемости.

В результате конкурентоспособность российских ученых в мировом научном сообществе только возрастет. Это, в свою очередь, приведет к интенсификации научных обменов, без которых невозможно представить себе современную науку.

Решить кадровые проблемы

РАН - кладезь и кузница научных кадров высшей квалификации, здесь работали и работают тысячи ученых, имеющих общероссийскую известность, авторитет европейского и мирового уровня. Этот потенциал необходимо бережно сохранять и неуклонно приумножать.

Считаю, что важнейшая проблема, которую нужно решить в РАН, - это восстановление высокого статуса научного работника в обществе, обеспечение соответствия рабочих мест (материально-технической базы институтов и научных центров) и заработной платы ученых международным стандартам. Вот здесь равнение на международные стандарты более чем уместно!

Предлагаю восстановить в полном объеме исследовательскую аспирантуру в институтах РАН - признанную форму подготовки высококвалифицированных научных кадров.

Это позволит повысить эффективность деятельности ученых, остановить массовую эмиграцию молодых специалистов. Чрезвычайно важно разработать и осуществить реальные меры по обеспечению молодых ученых жильем, создать специальный жилищный фонд для научной молодежи и установить разумные правила его распределения.

Есть и другая сторона вопроса: в Академии немало “возрастных” ученых, и на сегодняшний день именно они составляют славу и гордость отечественной науки.

В системе РАН должны быть обеспечены возможности кадрового роста и уважение ко всем участникам исследовательского процесса, от безусловных лидеров до вспомогательного персонала. Работа с молодежью и научной диаспорой должна осуществляться в интересах науки и научного образования, без дискриминационных ограничений и искусственных схем.

Молодежь должна жить и работать в научной среде, в научных школах, получая все возможности для карьерного роста. Но не за счет противопоставления “по возрасту”. На искусственно “зачищенной” площадке создать ничего не получится. Практически каждое второе достижение в науке и технике - результат труда ученого с большим жизненным опытом. Отказываться от воистину бесценного багажа опыта и знаний старшего поколения ученых, по меньшей мере, нелогично. Нужно уйти от каких-либо возрастных ограничений и предложить разумные формы совмещения энергии молодых ученых с опытом старшего поколения, эффективно используя его реальные возможности.

Важность этой задачи очевидна. Необходимо разработать и внести в Правительство России предложения по созданию благоприятной экосреды исследований и обеспечению эффективной социальной защиты всех категорий научных работников.

Создать механизмы достаточного финансирования науки

Финансирование современной науки - сложнейшая проблема. Особое внимание следует обратить на взаимодействие науки с бизнесом, который неохотно инвестирует даже в действующее производство, не говоря уже о проектно-технологических и тем более фундаментальных исследованиях.

Очевидно, что в реальных условиях в целях решения крупнейших по масштабам задач повышения роли науки в экономике и обществе финансирование должно вестись из нескольких источников. Оно должно формироваться за счет средств государственного бюджета, внебюджетных фондов, федеральных целевых программ, инвестиций со стороны бизнеса.

Нужно всячески настаивать на введении финансирования по программно-целевому принципу и полном отказе от любых проявлений пресловутого остаточного принципа. Работать над этим необходимо, и соответствующие предложения сейчас активно готовятся.

Академия должна решительно добиваться того, чтобы совокупный объем финансирования был, во-первых, достаточен для решения стоящих перед нами задач, а во-вторых, соответствовал тому высокому статусу и положению ученого в российском обществе, которого мы хотим достичь. В тексте нового Закона о науке следует предусмотреть поэтапное повышение расходов на науку.

Россия - единственная среди ведущих научных держав страна, в которой основной доход высококвалифицированных научных сотрудников (по крайней мере докто-ров наук) связан не с заработной платой, а с грантовым и проектным финансированием. Но вся наука не может строиться на одних только грантах! Во-первых, сами гранты, как правило, очень небольшие, и, чтобы обеспечить сколько-нибудь приемлемый уровень дохода, ученому приходится постоянно за ними “охотиться” в ущерб своей основной научной деятельности. Во-вторых, есть ученые, которые умеют “добывать” гранты, а есть такие, которые не умеют, - им нужно дать возможность работать, а не тратить свое время в тщетной беготне за грантами.

Все это, разумеется, не отменяет требований к эффективности и, повторю, оптимальному сочетанию различных источников финансирования научных исследований и разработок, в том числе и грантовых. Этот механизм уже достаточно хорошо отработан во всем мире и, уверен, будет работать и у нас.

Наладить взаимодействие с ФАНО

В числе особенно интенсивно обсуждаемых вопросов в ходе кампании по выборам президента РАН - вопрос о взаимодействии Академии и ФАНО России.

ФАНО было создано для учета и надлежащего управления имущественным комплексом институтов РАН и обеспечения финансирования академической науки. Если с первой задачей новое ведомство справилось, с моей точки зрения, неплохо, то в части финансирования не преуспело: за четыре года бюджет фундаментальной науки уменьшился на 20 миллиардов рублей!

При этом ФАНО из административного органа, деятельность которого должна была быть направлена на развитие научной инфраструктуры институтов РАН для выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, превратилось в большей степени в надзорный орган, осуществляющий контроль за работой научных организаций.

Еще хуже то, что ФАНО стало вмешиваться в содержательное руководство научными организациями, пытаясь подменить в этом Академию.

Реформы РАН, включая объединение усилий различных институтов, в современных условиях ограниченного бюджетного финансирования действительно необходимы, но должны быть не формальными, а исходящими из задач и логики научно-технического развития. Необходимо признать, что осуществляемое ФАНО объединение в научные центры институтов РАН, ведущих исследования в непересекающихся научных направлениях, без учета их подчиненности различным отделениям Академии, является совершенно деструктивным.

В Научно-координационном совете ФАНО возникли, по сути, дублирующие тематические отделения РАН секции, на заседаниях которых рассматриваются сугубо научные вопросы. В то же время институты РАН оказались практически выведены из-под научного контроля со стороны Академии. Данные решения не имеют ни научного, ни экономического обоснования.

Возможность определять бюджет используется ФАНО как средство давления на институты РАН с целью создания “искусственных” научных центров, изменения приоритетов и форм организации научных исследований, складывавшихся в Академии столетиями. При этом очевидно, что ФАНО - орган административный и не может в полной мере управлять научными процессами.

Выход из положения заключается в четком разграничении полномочий РАН и ФАНО. И сделать это нужно в новом законе об Академии наук, на принятии которого справедливо настаивает научная общественность. За Академией должно быть закреплено научное, методическое и организационное руководство научным процессом во всем его многообразии, ответственность за решение задач, поставленных перед научным сектором государством. За ФАНО - развитие имущественного комплекса Академии, оптимизация структуры собственности, решение иных административно-хозяйственных задач. Именно на этой основе возможно конструктивное сотрудничество, которого нужно добиваться.

Если не получится - придется ставить вопрос об упразднении ФАНО как самостоятельного органа управления и включении его в состав Академии в качестве одного из подразделений, обеспечивающих ее деятельность.

Оптимизировать структуру и механизмы управления РАН

Необходимо существенно перестроить работу руководства РАН, Президиума, специализированных и региональных отделений, аппарата и служб Академии. Деятельность руководящих органов РАН должна быть ориентирована на гармоничное развитие науки и научных коллективов.

Президиуму следует сосредоточиться на основополагающих вопросах развития фундаментальной науки и научного сектора страны в целом, стать реальным проводником стратегической, координирующей и экспертной функций Академии. Президиум должен играть важную роль, если так можно выразиться, центрального субъекта стратегических общественных связей РАН, а также нести полную ответственность за конструктивное взаимодействие Академии с государством, бизнесом, обществом.

Роль отделений РАН, я убежден, должна быть значительно усилена. Они должны получить больше полномочий по выработке приоритетов развития научного сектора, отбору стратегических проектов, проведению прогнозных исследований и научно-методологическому руководству научными организациями.

Нужно восстановить единую систему управления институтами РАН, их подчиненность отделениям. Отделения РАН должны взять под свой контроль деятельность входящих в них институтов.

Региональным отделениям РАН необходимо дать более широкие полномочия для решения задач научно-технологического развития регионов. Нужно проработать возможность и выйти в Правительство РФ с предложением о создании региональных отделений РАН в Северо-Западном и Приволжском федеральных округах.

Первоочередной задачей нового состава Президиума РАН должна стать активная работа над Проектом нового закона “О научной, научно-технической и инвестиционной деятельности”, который должен быть представлен на рассмотрение Государственной Думы в первой половине 2018 года. В нем необходимо выделить специальный раздел о развитии наукоградов России и региональных научных центров, а также межотраслевых научных центров (консорциумов) по важнейшим направления науки и техники.

Фундаментальная наука может развиваться только при гарантии академических свобод, обеспечивающих компетентный выбор учеными и научными коллективами направлений и методов исследования. Только таким образом можно совместить сохранение самобытной и конкурентоспособной науки и ее встраивание на достойных условиях в систему международного разделения научного труда.

Добиться результата

Программа есть, и дело - за ее реализацией. Успех измеряется не усилиями, а их плодами, и предлагаемые меры должны быть достаточными не для отчета, а для конкретных результатов, имеющих научное и практическое значение.

Мы должны найти возможность исправить прошлые ошибки, не ставя российскую науку в целом и Академию в частности на грань катастрофы.

Мы должны определить эффективные меры усиления и укрепления Академии по всем направлениям ее деятельности.

В руководстве Академии должны работать люди, мыслящие государственными категориями и думающие, прежде всего, не о личном, а о России и российской науке.

Настоящего успеха мы добьемся, только если каждый из членов РАН будет на своем месте делать всё, что может, для повышения статуса Академии и науки.

Источник:http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/28851/