
Краткая программа кандидата в Президенты РАН академика Г.Я.Красникова
15.09.2017
Современные тенденции развития глобальной экономики предполагают использование науки в качестве главной производительной силы. Это подразумевает трансформацию сферы исследований и разработок из обособленного сектора социально-экономической системы в ее основополагающий элемент.
Исторически “центром” научной мысли в России были и остаются академические организации, ведь фундаментальные исследования и новые знания являются фундаментом для всех последующих стадий научных исследований. Однако с началом неоправданного копирования западной модели организации науки в России отдельные эксперты стали разделять науку на академическую и вузовскую, проводить сравнения их эффективности и производительности. При этом позиция многих представителей научной среды и моя лично заключается в том, что нельзя искусственно противопоставлять и разделять академическую и вузовскую науку, необходимо оказывать всемерную поддержку их органичной интеграции в интересах развития экономики и общества, качественного улучшения научного и образовательного потенциала страны, роста профессионализма и конкурентоспособности отечественных кадров во всех областях научного знания и практической деятельности.
Сегодня порядка 60% всего российского потока высокорейтинговых публикаций в международных базах данных по-прежнему формируют академические организации. На этом фоне многократное увеличение финансирования вузовской науки с начала 2000-х годов, постоянное сокращение бюджетов академических институтов, очевидно неготовая к реализации реформа РАН выглядят более чем непоследовательными. Тем не менее известный “запас прочности” академических институтов и самой РАН позволяет надеяться на то, что при грамотном целостном и системном управлении научным сектором страны удастся в достаточно короткие сроки обеспечить научно-технологическое лидерство России и вывести национальную экономику на новый уровень постиндустриального развития.
Нельзя не отметить и более широкий аспект проблемы развития фундаментальной науки в стране. Российская академия наук с ее вековыми традициями, убедительной историей научных открытий и технологических достижений, неоспоримым опытом разработки и реализации крупнейших проектов общенационального и даже глобального масштаба, мощным творческим потенциалом ее членов не может и не должна быть “клубом ученых”, ориентированным внутрь себя. В 2013 году в ходе реформы государственных академий было создано Федеральное агентство научных организаций, основные задачи которого заключались в управлении имущественным комплексом РАН и интенсификации финансирования фундаментальных исследований. Стоит отметить, что за эти годы ФАНО России так и не смогло оптимизировать бюджеты, отстоять первоочередность финансирования фундаментальных исследований (бюджет академических институтов за 2013-2017 годы сократился на сумму, близкую к 20 млрд рублей)*. При этом ФАНО практически справилось с другой задачей - по учету имущества академических институтов. В последнее время Агентство, вопреки распределению обязанностей с РАН, стало активно осуществлять надзорные функции по отношению к академическим институтам, приступило к формированию “параллельной” Академии наук, перехватывая управление научными исследованиями у РАН. Эта ситуация совершенно недопустима: управление наукой может осуществляться лишь со стороны профессиональных ученых, тонко чувствующих зарождение и развитие мировых и национальных трендов научных исследований, их возможные трансформации и появление перспективных технологий. На сегодняшний день необходимо определить контуры управления наукой в стране, роль РАН в этом процессе и скорректировать задачи ФАНО, ориентировав его исключительно на управление имущественным комплексом организаций.
Нам необходимо преодолеть известную замкнутость и обособленность академического научного сообщества, разрушить образ “башни из слоновой кости”, поработать в направлении вовлеченности Академии и всех ее членов в дела общества и государства. Здесь предстоит большая коллективная работа.
Ведь если базовым элементом развития национальной экономики нашей страны выбрано научно-технологическое развитие, то РАН в этом процессе должна занять лидирующие и ответственные позиции в конструктивном диалоге с властью и обществом.
1. РАН ответственна за научно-технологическое развитие Российской Федерации
Развитие страны как мировой наукоемкой державы, формирование ресурсов и резервов для совершения технологических “скачков” должны проходить на основе имеющегося научного капитала, обеспечения максимального прироста научного знания и с учетом больших вызовов для Российской Федерации.
Главная задача Российской академии наук заключается в формировании такой системы управления фундаментальными научными исследованиями в стране, которая позволит достичь максимальной эффективности использования выделяемых государственных средств при достижении прорывных научных результатов. Особая роль должна принадлежать Академии и в прогнозировании основополагающих тенденций научного и технико-технологического прогресса в условиях глобализации науки и экономики; обосновании на этой основе всесторонне выверенной стратегии научно-технологического развития Российской Федерации с учетом ее места в современном мире; определении целей, вероятных трендов и особенностей развития страны, исходя из неоспоримой необходимости обеспечения технологического лидерства России. Эта роль может быть на должном качественном уровне выполнена только РАН.
Академия наук должна стать высшим научным авторитетом для органов государственной власти - Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ. Научное обоснование предполагаемых социальных и экономических изменений, переформатирование промышленности и создание высокотехнологичных производств позволит избежать ряда ошибок, возникающих в ситуациях, когда принимаются невзвешенные решения, ориентированные преимущественно на их финансовую эффективность.
Российской академии наук необходимо вернуть себе ведущую роль и ответственность за обеспечение качества кадрового потенциала научного сектора страны. В этом случае РАН сможет стать поставщиком научных кадров для возникающих новых направлений науки и техники, эволюционирующей цифровой экономики. Для этого важно восстановить в самые короткие сроки исследовательскую аспирантуру, создать академическую магистратуру. Это возможно обеспечить в рамках специального сетевого академического университета нового типа. Фактически должна быть реализована новая технология предельно гибких индивидуальных образовательных траекторий подготовки исследователей.
Большинство членов Академии возглавляют крупные межведомственные советы, комиссии, входят в экспертные и научные советы институтов развития, ведущих университетов и госкорпораций. Важно задействовать их потенциал для развития фундаментальной науки в стране. Необходимо организовать взаимодействие с прикладными НИИ и производственными структурами, вернувшись к системе двойного подчинения организаций сектора прикладной и оборонной науки (РАН и министерство/ведомство).
Важно, чтобы Академия на системной основе, в рамках сложившейся и развивающейся практики принятия государственных решений, активно участвовала в определении политики в отношении инвестиций государства и бизнеса в науку, их соотношения в зависимости от научно-технологических приоритетов; целесообразности перераспределения “центров тяжести” проведения фундаментальных и прикладных исследований между научными организациями и университетами; подотчетности органов, ответственных за реализацию инновационной политики.
Именно Академия наук должна стать инициатором, интеллектуальным центром принятия решений при внедрении единой системы ответственности научных организаций, вузов и промышленности за проведение исследований и разработок.
2. РАН обеспечивает единую координацию фундаментальных и поисковых научных исследований в стране
Одной из важнейших задач, требующих оперативного решения, является модернизация системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями. В результате недооценки содержательного единства научного процесса в стране распалась система координации научных исследований, что отрицательно сказывается как на качестве исследований, так и на эффективности расходования вложенных средств. В условиях ограниченного государственного бюджета и явно недостаточной заинтересованности бизнеса во вложении средств в исследования такое положение дел становится критичным для научно-технологического развития Российской Федерации.
Сегодня в РАН функционирует Координационный совет Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук. В состав Совета входят руководители государственных академий наук, а также представители федеральных органов государственной власти, отраслевой науки, ведущих университетов, наукоемких госкорпораций. Однако в сферу компетенций Совета попадает лишь небольшой объем научной работы исключительно в области фундаментальных исследований академических организаций.
В условиях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации необходимо предусмотреть разработку и внедрение нового механизма координации научных исследований в стране. Он должен, в первую очередь, включать развитие фундаментальной науки максимально “широким фронтом”. Ведь фундаментальная наука в целом направлена на изучение устройства мироздания, она является основой новых технологий, хотя и не всегда немедленно. В то же время все поисковые научные исследования и прикладные работы в стране должны быть ориентированы на обозначенные государством приоритеты.
Объектом координации со стороны РАН должны являться преимущественно фундаментальные исследования, причем все, независимо от ведомственной подчиненности научных организаций, их выполняющих. РАН должна стать полноправным участником процессов формирования целостной системы генерации и внедрения в практику научного знания по цепочке: фундаментальная наука - поисковые исследования - проектные и опытные разработки - их продвижение и реализация в экономических и социальных практиках.
Координация научных исследований предполагает и применение различных конкурсных механизмов финансирования исследований. Но при этом базовая часть финансирования научных организаций в обязательном порядке должна сохраняться. Ученый не должен заниматься бесконечными поисками финансирования на продолжение исследований и конъюнктурной борьбой при продвижении результатов своих работ.
РАН должна стать национальным координатором от страны в крупных, стратегически значимых международных проектах и программах. Академия наук должна стать и разработчиком, и “держателем” обновленного механизма координации исследований. На базе РАН и с участием ее членов, а также профессоров РАН должна быть развернута сеть научных, научно-технических, экспертных советов и комиссий. Их основой могут выступать существующие координационные и экспертные органы при организациях научного сектора страны. Их деятельность должна координироваться Отделениями РАН и созданными при Президиуме РАН специальными советами и комиссиями. Тем самым будет обеспечена конкурентоспособная и распределенная сеть принятия решений о запуске и продвижении научных исследований, включающая максимальное количество ученых - профессионалов высокого класса, искренне заинтересованных в научно-технологическом развитии страны.
3. РАН инициирует стратегические проекты страны и формирует технологические “цепочки” для запуска цифровой экономики
Академия всегда являлась основной движущей силой новых национальных проектов, инициатором перехода на новые модели технологического развития. В годы политической перестройки РАН, к сожалению, в значительной степени утратила возможность влияния на принятие решений по запуску стратегических проектов, утратила свой ресурсный потенциал.
Помимо сокращения интеллектуального потенциала страны, явно не сочетающегося с курсом государства на интенсификацию роли науки в развитии национальной экономики, сегодня в России наблюдается организационный и институциональный разрыв между стадиями проведения исследований. Результаты фундаментальных исследований не передаются на стадию доведения до экспериментальных образцов из-за отсутствия коммуникационных механизмов, правовых основ и непроработанности процедур венчурного финансирования. При этом в организациях прикладного сектора финансирование выделяется лишь на адаптацию уже разработанных технологий. РАН может взять на себя обязанности по запуску новых технологических “цепочек” в условиях формирования цифровой экономики. В этой связи актуальная на сегодня задача заключается в восстановлении статуса РАН как организации, способной в инициативном порядке и по запросу государства разрабатывать масштабные стратегические проекты. Для этого РАН должна представить научно обоснованный перечень стратегических проектов долгосрочного развития страны. С этой целью в РАН должна быть создана система инициирования таких проектов с уровня любой научной организации, их всесторонней экспертизы и оформления. При одобрении стратегического проекта на уровне Отделения или Президиума РАН он передается в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам для определения механизмов финансирования и заинтересованных стратегических партнеров со стороны бизнеса и государства.
4. РАН - главный экспертный орган в сфере науки, техники и технологий
В соответствии с нововведениями Федерального закона от 27 сентября 2013 года №253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, РАН становится главным экспертным органом страны. Наличие такого статуса предопределяет достаточно серьезные изменения в структуре РАН и ее деятельности. Первые шаги за годы реформы сделаны: созданы корпус экспертов, включающий более 7000 ученых из 79 регионов России, экспертные комиссии при Отделениях РАН и главный Экспертный совет при Президиуме РАН. За три года Академия провела экспертизу более 10 000 научных результатов; 100 проектов нормативно-правовых актов, государственных программ, крупномасштабных проектов.
Но сделанного недостаточно. РАН должна стать институтом независимой экспертизы высшего уровня, с мнением которого считаются органы власти и крупные корпорации, контрольные органы. Для этого РАН должна стать открытой и понятной для государства и общества структурой. Экспертиза должна стать обязательной при принятии на государственном уровне законодательных инициатив и нормативно-правовых актов, определяющих (регулирующих) развитие научно-технологического и инновационного сектора страны. Поэтому РАН должна активнее участвовать в разработке таких документов, их публичном рассмотрении.
Академия наук должна выступить инициатором более тесного взаимодействия с фондами и институтами развития. В первую очередь, с теми, кто поддерживает фундаментальные и поисковые научные исследования, - РФФИ, РНФ. Это позволит интегрировать экспертные возможности РАН и научных фондов, активнее привлекать корпус экспертов РАН к принятию решений о выделении финансирования на научные проекты и оценке полученных результатов.
Являясь ключевым экспертом в сфере науки, РАН должна стать экспертом и в вопросах присуждения ученых степеней и званий. Поэтому Высшая аттестационная комиссия должна войти в состав РАН. Академия наук должна получить полномочия по созданию и закрытию диссертационных советов в организациях, оценке качества научных исследований, результаты которых представлены в диссертационных работах.
Именно Академия наук должна получить возможность запуска и сопровождения исследовательских аспирантур и магистратур в организациях научного сектора. РАН должна участвовать в разработке образовательных программ и их экспертизе на каждом уровне образования. Принятие этой меры необходимо не только в интересах развития кадрового потенциала научных организаций, но и для возвращения российскому среднему образованию статуса лучшего в мире.
РАН должна стать главным экспертным органом и при утверждении программ развития научных центров, университетов и национальных исследовательских центров и выделении им финансирования; принятии решений о создании новых конкурентоспособных академических научных центров (институтов) и выделении дополнительного финансирования; контроле численности научных сотрудников, включая увольнение внешних совместителей из эффективно работающих подразделений для формального повышения средней заработной платы, что приводит исключительно к выхолащиванию сути “майских указов” Президента РФ, выдаче желаемого за действительное и снижению эффективности научной и научно-образовательной работы; осуществлении общей координации и контроля эффективности расходования бюджетных ассигнований на выполнение фундаментальных и поисковых научных исследований в стране.
5. РАН формирует политику региональной фундаментальной науки и обеспечивает научно-технологическое и социально-экономическое развитие территорий
Структура Российской академии наук до 2013 года включала распределенную сеть научных организаций (более 730) в наиболее развитых регионах Российской Федерации. В структуре РАН было 3 региональных отделения: Уральское, Дальневосточное, Сибирское - и 15 региональных научных центров. Еще 21 научный центр входил в структуру региональных отделений РАН в Якутске, Улан-Удэ, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Биробиджане, Южно-Сахалинске, Омске, Томске, Уфе, Архангельске и Апатитах и др. Такие научные центры объединяли научные организации в регионах, обеспечивали координацию научных исследований, а также сопровождали комплексное развитие этих территорий.
Благодаря действиям Сибирского, Уральского и Дальневосточного отделений РАН, в соответствующих регионах появились крупнейшие научные центры, ведущие на очень высоком, мировом уровне научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Их роль и значимость необходимо повышать и в дальнейшем. При дополнительной технологической и инновационной оценке регионов можно говорить и о целесообразности создания региональных отделений РАН на Юге страны, Северо-Западе, в Центральном федеральном округе, Поволжье.
В годы реформы РАН произошла дезинтеграция ее территориальной структуры: все региональные центры были переданы в ФАНО России, а в подчинении РАН остались только три региональных отделения. Это стало одним из негативных итогов преобразований. Региональная наука начала катастрофически быстро деградировать в новых условиях. Механизмом восстановления и укрепления потенциала региональных научных центров может стать возвращение сохранившихся и передача организаций, вновь созданных ФАНО России в процессе реструктуризации региональных научных центров, в структуру Академии наук. Обновленные региональные центры РАН должны стать платформой для развития науки и образования в субъектах РФ. Тем более что Законом №253-ФЗ “О Российской академии наук...” (ст. 14, п. 3) предусмотрена возможность создания в структуре РАН региональных научных центров как самостоятельных юридических лиц. Решением может стать возвращение региональных научных центров в структуру академической науки, разработка программ их развития.
РАН: новый облик и новое будущее
Действующий статус Российской академии наук как федерального государственного бюджетного учреждения ставит ее в неравное положение по отношению к основным участникам инновационного процесса (государственным научным центрам, госкорпорациям, ведущим университетам), организационно-правовая форма которых регулируется специальным законодательством. Более того, статус ФГБУ определяет зависимое положение от административно-бюрократических структур различного уровня.
Поэтому новое руководство РАН должно определить и обосновать организационно-правовую форму Академии, в наибольшей степени соответствующую крупномасштабным задачам, стоящим перед ней. Прежде всего, по обеспечению необходимого для страны инновационного “прорыва” и успешного научно-технологического развития в долгосрочной перспективе. Всесторонне обоснованные предложения на этот счет должны быть представлены Президенту Российской Федерации.
Должна претерпеть изменения и система академического управления. Важно также повысить роль Президиума во взаимодействии с Администрацией Президента РФ, Федеральным собранием и Правительством РФ при принятии принципиальных решений о развитии основных сфер жизни российского общества.
Роль Отделений РАН по областям и направлениям науки, региональных отделений и научных советов представляется правильным существенным образом повысить, дав им полномочия принимать самостоятельные и “окончательные” решения в рамках их компетенции. Они должны стать открытыми для взаимодействия с бизнес-институтами, государством и обществом. Также Отделения РАН должны быть ответственны за сохранение и развитие научных школ в стране. Тогда их деятельность будет направлена на гармоничное развитие научных коллективов и российской науки в целом.
На вице-президентов РАН ложится особая ответственность за выполнение уставных требований. В этом плане необходимо оптимизировать число вице-президентов РАН, предусмотрев закрепление за ними конкретных направлений, следующих из Устава РАН.
Важно не забыть и про старшее поколение ученых. Ведь большинство из них являются носителями уникальных знаний как в целом по управлению научным сектором, так и по отдельным научным специализациям. Необходимо разработать специальную программу, включающую комплекс мер по социальной поддержке ученых старшего поколения.
В 2015 году впервые появился статус “Профессор РАН”. Это промежуточное положение между доктором наук и членом-корреспондентом РАН. Профессорами РАН стали 493 ученых в возрасте до 50 лет. Итоги их активной деятельности за этот период доказывают их право иметь установленный законодательно статус. В этом случае будет обеспечено участие профессоров РАН во всех выборных советах РАН, работе бюро Отделений, комиссиях, экспертных советах и др., а также во всех работах по выполнению уставных задач РАН.
В рамках молодежной политики и формирования кадрового резерва научного сектора важно переформатировать работу Советов молодых ученых. Их работа должна быть в большей степени интегрирована в деятельность Академии.
Академия наук должна обеспечивать и социальную защиту научных сотрудников как минимум академических институтов. Поэтому совместно с Профсоюзом РАН обновленный состав Президиума РАН должен активно участвовать в разработке профессиональных стандартов научного работника, обновлении перечня должностей научно-исследовательского института, формировании эффективных механизмов финансирования деятельности исследователя. Важно воссоздать высокий статус научного работника в обществе, зафиксировать обязательства государства по обеспечению достойных условий работы ученых и оплате их труда.
Это амбициозные задачи! Но с нашими компетенциями, верой в победу, колоссальным опытом управления наукой и в контексте стратегических приоритетов развития национальной экономики, уверен, мы сможем это сделать. Академия будет гордиться достигнутым и уверенно смотреть в будущее!
Исторически “центром” научной мысли в России были и остаются академические организации, ведь фундаментальные исследования и новые знания являются фундаментом для всех последующих стадий научных исследований. Однако с началом неоправданного копирования западной модели организации науки в России отдельные эксперты стали разделять науку на академическую и вузовскую, проводить сравнения их эффективности и производительности. При этом позиция многих представителей научной среды и моя лично заключается в том, что нельзя искусственно противопоставлять и разделять академическую и вузовскую науку, необходимо оказывать всемерную поддержку их органичной интеграции в интересах развития экономики и общества, качественного улучшения научного и образовательного потенциала страны, роста профессионализма и конкурентоспособности отечественных кадров во всех областях научного знания и практической деятельности.
Сегодня порядка 60% всего российского потока высокорейтинговых публикаций в международных базах данных по-прежнему формируют академические организации. На этом фоне многократное увеличение финансирования вузовской науки с начала 2000-х годов, постоянное сокращение бюджетов академических институтов, очевидно неготовая к реализации реформа РАН выглядят более чем непоследовательными. Тем не менее известный “запас прочности” академических институтов и самой РАН позволяет надеяться на то, что при грамотном целостном и системном управлении научным сектором страны удастся в достаточно короткие сроки обеспечить научно-технологическое лидерство России и вывести национальную экономику на новый уровень постиндустриального развития.
Нельзя не отметить и более широкий аспект проблемы развития фундаментальной науки в стране. Российская академия наук с ее вековыми традициями, убедительной историей научных открытий и технологических достижений, неоспоримым опытом разработки и реализации крупнейших проектов общенационального и даже глобального масштаба, мощным творческим потенциалом ее членов не может и не должна быть “клубом ученых”, ориентированным внутрь себя. В 2013 году в ходе реформы государственных академий было создано Федеральное агентство научных организаций, основные задачи которого заключались в управлении имущественным комплексом РАН и интенсификации финансирования фундаментальных исследований. Стоит отметить, что за эти годы ФАНО России так и не смогло оптимизировать бюджеты, отстоять первоочередность финансирования фундаментальных исследований (бюджет академических институтов за 2013-2017 годы сократился на сумму, близкую к 20 млрд рублей)*. При этом ФАНО практически справилось с другой задачей - по учету имущества академических институтов. В последнее время Агентство, вопреки распределению обязанностей с РАН, стало активно осуществлять надзорные функции по отношению к академическим институтам, приступило к формированию “параллельной” Академии наук, перехватывая управление научными исследованиями у РАН. Эта ситуация совершенно недопустима: управление наукой может осуществляться лишь со стороны профессиональных ученых, тонко чувствующих зарождение и развитие мировых и национальных трендов научных исследований, их возможные трансформации и появление перспективных технологий. На сегодняшний день необходимо определить контуры управления наукой в стране, роль РАН в этом процессе и скорректировать задачи ФАНО, ориентировав его исключительно на управление имущественным комплексом организаций.
Нам необходимо преодолеть известную замкнутость и обособленность академического научного сообщества, разрушить образ “башни из слоновой кости”, поработать в направлении вовлеченности Академии и всех ее членов в дела общества и государства. Здесь предстоит большая коллективная работа.
Ведь если базовым элементом развития национальной экономики нашей страны выбрано научно-технологическое развитие, то РАН в этом процессе должна занять лидирующие и ответственные позиции в конструктивном диалоге с властью и обществом.
1. РАН ответственна за научно-технологическое развитие Российской Федерации
Развитие страны как мировой наукоемкой державы, формирование ресурсов и резервов для совершения технологических “скачков” должны проходить на основе имеющегося научного капитала, обеспечения максимального прироста научного знания и с учетом больших вызовов для Российской Федерации.
Главная задача Российской академии наук заключается в формировании такой системы управления фундаментальными научными исследованиями в стране, которая позволит достичь максимальной эффективности использования выделяемых государственных средств при достижении прорывных научных результатов. Особая роль должна принадлежать Академии и в прогнозировании основополагающих тенденций научного и технико-технологического прогресса в условиях глобализации науки и экономики; обосновании на этой основе всесторонне выверенной стратегии научно-технологического развития Российской Федерации с учетом ее места в современном мире; определении целей, вероятных трендов и особенностей развития страны, исходя из неоспоримой необходимости обеспечения технологического лидерства России. Эта роль может быть на должном качественном уровне выполнена только РАН.
Академия наук должна стать высшим научным авторитетом для органов государственной власти - Президента РФ, Федерального собрания, Правительства РФ. Научное обоснование предполагаемых социальных и экономических изменений, переформатирование промышленности и создание высокотехнологичных производств позволит избежать ряда ошибок, возникающих в ситуациях, когда принимаются невзвешенные решения, ориентированные преимущественно на их финансовую эффективность.
Российской академии наук необходимо вернуть себе ведущую роль и ответственность за обеспечение качества кадрового потенциала научного сектора страны. В этом случае РАН сможет стать поставщиком научных кадров для возникающих новых направлений науки и техники, эволюционирующей цифровой экономики. Для этого важно восстановить в самые короткие сроки исследовательскую аспирантуру, создать академическую магистратуру. Это возможно обеспечить в рамках специального сетевого академического университета нового типа. Фактически должна быть реализована новая технология предельно гибких индивидуальных образовательных траекторий подготовки исследователей.
Большинство членов Академии возглавляют крупные межведомственные советы, комиссии, входят в экспертные и научные советы институтов развития, ведущих университетов и госкорпораций. Важно задействовать их потенциал для развития фундаментальной науки в стране. Необходимо организовать взаимодействие с прикладными НИИ и производственными структурами, вернувшись к системе двойного подчинения организаций сектора прикладной и оборонной науки (РАН и министерство/ведомство).
Важно, чтобы Академия на системной основе, в рамках сложившейся и развивающейся практики принятия государственных решений, активно участвовала в определении политики в отношении инвестиций государства и бизнеса в науку, их соотношения в зависимости от научно-технологических приоритетов; целесообразности перераспределения “центров тяжести” проведения фундаментальных и прикладных исследований между научными организациями и университетами; подотчетности органов, ответственных за реализацию инновационной политики.
Именно Академия наук должна стать инициатором, интеллектуальным центром принятия решений при внедрении единой системы ответственности научных организаций, вузов и промышленности за проведение исследований и разработок.
2. РАН обеспечивает единую координацию фундаментальных и поисковых научных исследований в стране
Одной из важнейших задач, требующих оперативного решения, является модернизация системы управления фундаментальными и поисковыми научными исследованиями. В результате недооценки содержательного единства научного процесса в стране распалась система координации научных исследований, что отрицательно сказывается как на качестве исследований, так и на эффективности расходования вложенных средств. В условиях ограниченного государственного бюджета и явно недостаточной заинтересованности бизнеса во вложении средств в исследования такое положение дел становится критичным для научно-технологического развития Российской Федерации.
Сегодня в РАН функционирует Координационный совет Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук. В состав Совета входят руководители государственных академий наук, а также представители федеральных органов государственной власти, отраслевой науки, ведущих университетов, наукоемких госкорпораций. Однако в сферу компетенций Совета попадает лишь небольшой объем научной работы исключительно в области фундаментальных исследований академических организаций.
В условиях реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации необходимо предусмотреть разработку и внедрение нового механизма координации научных исследований в стране. Он должен, в первую очередь, включать развитие фундаментальной науки максимально “широким фронтом”. Ведь фундаментальная наука в целом направлена на изучение устройства мироздания, она является основой новых технологий, хотя и не всегда немедленно. В то же время все поисковые научные исследования и прикладные работы в стране должны быть ориентированы на обозначенные государством приоритеты.
Объектом координации со стороны РАН должны являться преимущественно фундаментальные исследования, причем все, независимо от ведомственной подчиненности научных организаций, их выполняющих. РАН должна стать полноправным участником процессов формирования целостной системы генерации и внедрения в практику научного знания по цепочке: фундаментальная наука - поисковые исследования - проектные и опытные разработки - их продвижение и реализация в экономических и социальных практиках.
Координация научных исследований предполагает и применение различных конкурсных механизмов финансирования исследований. Но при этом базовая часть финансирования научных организаций в обязательном порядке должна сохраняться. Ученый не должен заниматься бесконечными поисками финансирования на продолжение исследований и конъюнктурной борьбой при продвижении результатов своих работ.
РАН должна стать национальным координатором от страны в крупных, стратегически значимых международных проектах и программах. Академия наук должна стать и разработчиком, и “держателем” обновленного механизма координации исследований. На базе РАН и с участием ее членов, а также профессоров РАН должна быть развернута сеть научных, научно-технических, экспертных советов и комиссий. Их основой могут выступать существующие координационные и экспертные органы при организациях научного сектора страны. Их деятельность должна координироваться Отделениями РАН и созданными при Президиуме РАН специальными советами и комиссиями. Тем самым будет обеспечена конкурентоспособная и распределенная сеть принятия решений о запуске и продвижении научных исследований, включающая максимальное количество ученых - профессионалов высокого класса, искренне заинтересованных в научно-технологическом развитии страны.
3. РАН инициирует стратегические проекты страны и формирует технологические “цепочки” для запуска цифровой экономики
Академия всегда являлась основной движущей силой новых национальных проектов, инициатором перехода на новые модели технологического развития. В годы политической перестройки РАН, к сожалению, в значительной степени утратила возможность влияния на принятие решений по запуску стратегических проектов, утратила свой ресурсный потенциал.
Помимо сокращения интеллектуального потенциала страны, явно не сочетающегося с курсом государства на интенсификацию роли науки в развитии национальной экономики, сегодня в России наблюдается организационный и институциональный разрыв между стадиями проведения исследований. Результаты фундаментальных исследований не передаются на стадию доведения до экспериментальных образцов из-за отсутствия коммуникационных механизмов, правовых основ и непроработанности процедур венчурного финансирования. При этом в организациях прикладного сектора финансирование выделяется лишь на адаптацию уже разработанных технологий. РАН может взять на себя обязанности по запуску новых технологических “цепочек” в условиях формирования цифровой экономики. В этой связи актуальная на сегодня задача заключается в восстановлении статуса РАН как организации, способной в инициативном порядке и по запросу государства разрабатывать масштабные стратегические проекты. Для этого РАН должна представить научно обоснованный перечень стратегических проектов долгосрочного развития страны. С этой целью в РАН должна быть создана система инициирования таких проектов с уровня любой научной организации, их всесторонней экспертизы и оформления. При одобрении стратегического проекта на уровне Отделения или Президиума РАН он передается в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам для определения механизмов финансирования и заинтересованных стратегических партнеров со стороны бизнеса и государства.
4. РАН - главный экспертный орган в сфере науки, техники и технологий
В соответствии с нововведениями Федерального закона от 27 сентября 2013 года №253-ФЗ “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, РАН становится главным экспертным органом страны. Наличие такого статуса предопределяет достаточно серьезные изменения в структуре РАН и ее деятельности. Первые шаги за годы реформы сделаны: созданы корпус экспертов, включающий более 7000 ученых из 79 регионов России, экспертные комиссии при Отделениях РАН и главный Экспертный совет при Президиуме РАН. За три года Академия провела экспертизу более 10 000 научных результатов; 100 проектов нормативно-правовых актов, государственных программ, крупномасштабных проектов.
Но сделанного недостаточно. РАН должна стать институтом независимой экспертизы высшего уровня, с мнением которого считаются органы власти и крупные корпорации, контрольные органы. Для этого РАН должна стать открытой и понятной для государства и общества структурой. Экспертиза должна стать обязательной при принятии на государственном уровне законодательных инициатив и нормативно-правовых актов, определяющих (регулирующих) развитие научно-технологического и инновационного сектора страны. Поэтому РАН должна активнее участвовать в разработке таких документов, их публичном рассмотрении.
Академия наук должна выступить инициатором более тесного взаимодействия с фондами и институтами развития. В первую очередь, с теми, кто поддерживает фундаментальные и поисковые научные исследования, - РФФИ, РНФ. Это позволит интегрировать экспертные возможности РАН и научных фондов, активнее привлекать корпус экспертов РАН к принятию решений о выделении финансирования на научные проекты и оценке полученных результатов.
Являясь ключевым экспертом в сфере науки, РАН должна стать экспертом и в вопросах присуждения ученых степеней и званий. Поэтому Высшая аттестационная комиссия должна войти в состав РАН. Академия наук должна получить полномочия по созданию и закрытию диссертационных советов в организациях, оценке качества научных исследований, результаты которых представлены в диссертационных работах.
Именно Академия наук должна получить возможность запуска и сопровождения исследовательских аспирантур и магистратур в организациях научного сектора. РАН должна участвовать в разработке образовательных программ и их экспертизе на каждом уровне образования. Принятие этой меры необходимо не только в интересах развития кадрового потенциала научных организаций, но и для возвращения российскому среднему образованию статуса лучшего в мире.
РАН должна стать главным экспертным органом и при утверждении программ развития научных центров, университетов и национальных исследовательских центров и выделении им финансирования; принятии решений о создании новых конкурентоспособных академических научных центров (институтов) и выделении дополнительного финансирования; контроле численности научных сотрудников, включая увольнение внешних совместителей из эффективно работающих подразделений для формального повышения средней заработной платы, что приводит исключительно к выхолащиванию сути “майских указов” Президента РФ, выдаче желаемого за действительное и снижению эффективности научной и научно-образовательной работы; осуществлении общей координации и контроля эффективности расходования бюджетных ассигнований на выполнение фундаментальных и поисковых научных исследований в стране.
5. РАН формирует политику региональной фундаментальной науки и обеспечивает научно-технологическое и социально-экономическое развитие территорий
Структура Российской академии наук до 2013 года включала распределенную сеть научных организаций (более 730) в наиболее развитых регионах Российской Федерации. В структуре РАН было 3 региональных отделения: Уральское, Дальневосточное, Сибирское - и 15 региональных научных центров. Еще 21 научный центр входил в структуру региональных отделений РАН в Якутске, Улан-Удэ, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском, Благовещенске, Биробиджане, Южно-Сахалинске, Омске, Томске, Уфе, Архангельске и Апатитах и др. Такие научные центры объединяли научные организации в регионах, обеспечивали координацию научных исследований, а также сопровождали комплексное развитие этих территорий.
Благодаря действиям Сибирского, Уральского и Дальневосточного отделений РАН, в соответствующих регионах появились крупнейшие научные центры, ведущие на очень высоком, мировом уровне научные исследования как фундаментального, так и прикладного характера. Их роль и значимость необходимо повышать и в дальнейшем. При дополнительной технологической и инновационной оценке регионов можно говорить и о целесообразности создания региональных отделений РАН на Юге страны, Северо-Западе, в Центральном федеральном округе, Поволжье.
В годы реформы РАН произошла дезинтеграция ее территориальной структуры: все региональные центры были переданы в ФАНО России, а в подчинении РАН остались только три региональных отделения. Это стало одним из негативных итогов преобразований. Региональная наука начала катастрофически быстро деградировать в новых условиях. Механизмом восстановления и укрепления потенциала региональных научных центров может стать возвращение сохранившихся и передача организаций, вновь созданных ФАНО России в процессе реструктуризации региональных научных центров, в структуру Академии наук. Обновленные региональные центры РАН должны стать платформой для развития науки и образования в субъектах РФ. Тем более что Законом №253-ФЗ “О Российской академии наук...” (ст. 14, п. 3) предусмотрена возможность создания в структуре РАН региональных научных центров как самостоятельных юридических лиц. Решением может стать возвращение региональных научных центров в структуру академической науки, разработка программ их развития.
РАН: новый облик и новое будущее
Действующий статус Российской академии наук как федерального государственного бюджетного учреждения ставит ее в неравное положение по отношению к основным участникам инновационного процесса (государственным научным центрам, госкорпорациям, ведущим университетам), организационно-правовая форма которых регулируется специальным законодательством. Более того, статус ФГБУ определяет зависимое положение от административно-бюрократических структур различного уровня.
Поэтому новое руководство РАН должно определить и обосновать организационно-правовую форму Академии, в наибольшей степени соответствующую крупномасштабным задачам, стоящим перед ней. Прежде всего, по обеспечению необходимого для страны инновационного “прорыва” и успешного научно-технологического развития в долгосрочной перспективе. Всесторонне обоснованные предложения на этот счет должны быть представлены Президенту Российской Федерации.
Должна претерпеть изменения и система академического управления. Важно также повысить роль Президиума во взаимодействии с Администрацией Президента РФ, Федеральным собранием и Правительством РФ при принятии принципиальных решений о развитии основных сфер жизни российского общества.
Роль Отделений РАН по областям и направлениям науки, региональных отделений и научных советов представляется правильным существенным образом повысить, дав им полномочия принимать самостоятельные и “окончательные” решения в рамках их компетенции. Они должны стать открытыми для взаимодействия с бизнес-институтами, государством и обществом. Также Отделения РАН должны быть ответственны за сохранение и развитие научных школ в стране. Тогда их деятельность будет направлена на гармоничное развитие научных коллективов и российской науки в целом.
На вице-президентов РАН ложится особая ответственность за выполнение уставных требований. В этом плане необходимо оптимизировать число вице-президентов РАН, предусмотрев закрепление за ними конкретных направлений, следующих из Устава РАН.
Важно не забыть и про старшее поколение ученых. Ведь большинство из них являются носителями уникальных знаний как в целом по управлению научным сектором, так и по отдельным научным специализациям. Необходимо разработать специальную программу, включающую комплекс мер по социальной поддержке ученых старшего поколения.
В 2015 году впервые появился статус “Профессор РАН”. Это промежуточное положение между доктором наук и членом-корреспондентом РАН. Профессорами РАН стали 493 ученых в возрасте до 50 лет. Итоги их активной деятельности за этот период доказывают их право иметь установленный законодательно статус. В этом случае будет обеспечено участие профессоров РАН во всех выборных советах РАН, работе бюро Отделений, комиссиях, экспертных советах и др., а также во всех работах по выполнению уставных задач РАН.
В рамках молодежной политики и формирования кадрового резерва научного сектора важно переформатировать работу Советов молодых ученых. Их работа должна быть в большей степени интегрирована в деятельность Академии.
Академия наук должна обеспечивать и социальную защиту научных сотрудников как минимум академических институтов. Поэтому совместно с Профсоюзом РАН обновленный состав Президиума РАН должен активно участвовать в разработке профессиональных стандартов научного работника, обновлении перечня должностей научно-исследовательского института, формировании эффективных механизмов финансирования деятельности исследователя. Важно воссоздать высокий статус научного работника в обществе, зафиксировать обязательства государства по обеспечению достойных условий работы ученых и оплате их труда.
Это амбициозные задачи! Но с нашими компетенциями, верой в победу, колоссальным опытом управления наукой и в контексте стратегических приоритетов развития национальной экономики, уверен, мы сможем это сделать. Академия будет гордиться достигнутым и уверенно смотреть в будущее!